Отзывы учащихся о школьной столовой
Мне очень нравится наша столовая. Во - первых красивый интерьер, во - вторых замечательные, добрые повара, которые готовят разнообразные вкусные блюда. Больше всего нравятся их котлеты и кисели.
Наташа
Я с удовольствием хожу в нашу столовую. Каждый день повара угощают нас различными блюдами, вкусными напитками. Хотелось бы побольше салатов.
Алина
Захожу утром в школу - по коридору приятный аромат свжеиспечённых булочек, вкусного супа или каши. Не могу дождаться, когда настанет та заветная перемена, на которой я могу всё это с удовольствием съесть.
Вова
Значительное число современных проблем в системе общего образования, связано с негативной динамикой здоровья детей и подростков. Особую тревогу вызывает сам характер нарушений, которые часто являются следствием перенапряжения детского организма в процессе адаптации к качеству образовательной среды. Такие нарушения получили название «школьной патологии». Специалисты отмечают, что «школьные патологии» проявляются в развитии опорно-двигательной, пищеварительной, сердечно – сосудистой систем, ростом нервно-психических заболеваний, болезней органов дыхания, зрения. Вследствие этого наблюдается общее снижение уровня психологической комфортности у детей и подростков. И как общее проявление – отрицательная динамика социальной активности, что проявляется в инертности в учебной и трудовой деятельности, а нередко ведет к неадекватному и даже агрессивному поведению. По данным Всемирной организации здравоохранения, количество детей, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной помощи, постоянно растет, достигая сегодня уже 70% от общего контингента школьников России. Уровень распространенности хронической патологии среди учащихся 1-9 классов составляет 616,5 на 1000 учащихся, но уже к 10-11 классу он составляет 976,0 на 1000 человек. При этом на заболевания органов пищеварения приходится 9,5% процентов. Одновременно отмечается рост числа заболеваний, связанных с недостаточным питанием: анемии в 2 раза; ожирения на 27,2%; гастрит и дуоденит на 15,5 %; функциональные расстройства желудка в 5,2 раза. Здоровье школьников, процессы роста и развития, уровень заболеваемости во многом обусловлены характером питания, в том числе школьного. Выходом из этой ситуации станет перевод школьников на здоровое сбалансированное, горячее питание. Организация рационального питания учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения. Особое значение приобретает правильное школьное питание с учетом того, что в последние годы дети проводят все больше и больше времени в школе при весьма интенсивном характере обучения, а низкий социально-экономический уровень многих семей не позволяет обеспечить детей полноценным питанием. Из 130 школьников МОУ «Харловская СОШ», осмотренных во время медицинского осмотра к 1 группе здоровья отнесено 55% учащихся - это дети абсолютно здоровые; 9% - имеют хронические заболевания и отнесены к 3 группе; незначительные отклонения в состоянии здоровья имеют 36% школьников. Актуальность данной проблемы во взаимосвязи показателей здоровья школьников и показателей охвата горячим питанием очевидна. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» запущена программа по комплексной модернизации системы школьного питания. Наша школа вошла в список школ края, в которых реализуется ведомственная целевая программа «Модернизация технологического оборудования школьных столовых в Алтайском крае» на 2008-2010 годы, которая утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 08.05. 2008 № 186. В 2008-2009 году администрацией МОУ «Харловская СОШ» и комитетом администрации Краснощековского района по образованию проведена большая работа по укреплению материально-технической базы школьной столовой. Программа выполнена: в 2008-2009 году освоены на строительно-монтажных работах по реконструкции школьной столовой около 1 млн. рублей, поставлено технологическое оборудование на сумму – 497тыс.рублей, мебель для столовой на 45 100 рублей, кухонной и столовой посуды на сумму 41 167 рублей. Проведенная работа позволила увеличить количество детей, питающихся в школьной столовой и уменьшить количество детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и с отставанием в физическом развитии.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие
прочность знаний и вера в свои силы».
В.А.Сухомлинский
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ
Сегодня мы можем говорить о том, что в школе созданы все условия для здорового питания. Школьная столовая вышла на новый уровень работы и обслуживания. Столовая школы отвечает всем необходимым требованиям — гигиеничность, многофункциональность, и, что важно, — красота и эстетика. Теперь питание школьников улучшилось, так как продукты готовятся с помощью новых технологий, благодаря которым, в них сохраняются необходимые растущему организму витамины и полезные вещества, а вкус еды не ухудшается. Общая площадь столовой составляет почти 140 квадратных метров, имеются мясо-рыбный цех, овощной цех, горячий цех, обеденный зал, моечная, складское помещение. Все помещения достаточно оборудованы. (Приложение 2) В школе произведен ремонт и реконструкция всех цехов и обеденного зала. Обновлено технологическое оборудование: приобретены электрическая плита с жарочным шкафом, электромясорубка, электроводонагреватель, шкаф пекарский, тестомесильная машина, овощерезка, картофелечистка, 2 холодильника «Атлант», шкаф холодильный низкотемпературный, предназначенные для хранения разного вида продуктов, электрополотенце, вытяжные зонты, электрочайник, электрокипятильник, разделочные столы, тележка для посуды, ванны моечные. Обеспечение пищевыми продуктами и продовольственным сырьем осуществляется согласно договорам, заключенным с поставщиками: ООО «Краснощековское хлебоприемное предприятие», Харловское сельское потребительское общество, ООО «Ель», ООО«Дилайт». Столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима.
Расширить ассортимент за счет большого количества салатов и разнообразных гарниров помогают картофелечистка, овощерезки, мясорубка.
Перед входом в помещение столовой для мытья рук учащимися организовано специальное место, оборудованное сушилками для рук.
Персонал столовой всегда встречает детей доброжелательными улыбками и всех детей знает по именам. Это опытные повара, мастера своего дела Анисимова Галина Ивановна, Емельянова Валентина Михайловна, в 2009г. Повара и администрация для повышения своей квалификации посетили мастер-класс по приготовлению блюд на новом технологическом оборудовании.
Расширить ассортимент за счет большого количества салатов и разнообразных гарниров помогают картофелечистка, овощерезки, мясорубка.
Перед входом в помещение столовой для мытья рук учащимися организовано специальное место, оборудованное сушилками для рук.
Персонал столовой всегда встречает детей доброжелательными улыбками и всех детей знает по именам. Это опытные повара, мастера своего дела Анисимова Галина Ивановна, Емельянова Валентина Михайловна, в 2009г. Повара и администрация для повышения своей квалификации посетили мастер-класс по приготовлению блюд на новом технологическом оборудовании.
ОРГАНИЗАЦИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аппетит приходит во время еды.
Пословица
Сбалансированное питание – один из основных факторов, ответственных за здоровье человека. Для детей школьного возраста это имеет особое значение в связи с особенностями роста и развития в этот период, а также в связи с интенсивной учебной нагрузкой. Организация рационального питания учащихся является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения в школе. Рабочий день нашего школьника начинается в 8 утра. Заканчивается в 15-16 часов. Его школьные будни требуют активной мозговой работы и напряжения. Энергетическая подпитка на перемене – и опять в класс. И очень важно, чтобы «подпитка» состояла из вкусной и здоровой пищи. Школа располагает большим и уютным помещением обеденного зала на 60 посадочных мест, что позволяет персоналу из 2-х человек успешно справляться с пиковыми нагрузками во время школьных перемен. Ежедневно горячее питание получает 127 учащихся и 13 детей группы кратковременного пребывания. Для питания учащихся отведены перемены по 20 минут, что позволяет учащимся восстановить умственные и физические способности до начала следующего урока. Питание осуществляется в соответствии с графиком. Питанием охвачено 100% обучающихся, так как в школе организовано и горячее, и буфетное питание. По состоянию на 01.12.2009г. охват школьников горячим питанием в 2009-2010 учебном году составляет: Количество школьников, чел.Процент охвата школьников горячим питаниемКоличество школьников, обеспеченных льготным питаниемПроцент охвата школьников, обеспеченных льготным питанием Средняя стоимость горячего завтрака, руб.
I ступень обучения44100439713,50
II ступень обучения7292598213,50
III ступень обучения119198113,50
Всего:127 Средний охват горячим питанием-94,5111Средний охват льготным питанием – 87, 413,50
В школе имеется вся нормативно – правовая база по организации питания. (Приложение 1,3). Работа столовой соответствует санитарным нормам и требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02. Для учета выдачи питания ведется учет посещаемости детьми столовой. Продуман режим работы столовой, который соответствует режиму работы школы. Ведется ежедневный контроль качества продукции; проводится регулярный контроль охвата горячим питанием школьников. Для всех поставленных задач создана комиссия, которая следит за всем процессом здорового питания: проверяется меню, культура поведения в столовой, посещаемость столовой. Ежедневно до девяти часов утра происходит учет личного состава учащихся, производится корректировка предварительных заказов предыдущего дня. В зависимости корректируется ещё раз закладка. В результате ведётся учёт тех детей, кто не получил питания, выяснить причину и принять соответствующие меры. За качеством питания постоянно следит комиссия из членов школьной администрации. Ежемесячно ведется оформление документации и отчет за безналичные средства перед отделом питания. Для организации правильного питания было подготовлено выступление на педагогическом совете по теме "Организация питания как составная часть работы школы по здоровьесберегающим технологиям" и принята к действию программа «Организация горячего питания». Налажено дежурство учителей по школе и столовой. В школе организован правильный в соответствии со всеми требованиями режим уборки. Разработано двухнедельное меню питания и буфетное питание (приложение 4). При составлении меню для школьников учитывается разнообразие блюд, их биологическая ценность, а также ассигнование на питание. Стараемся, чтобы блюда не повторялись чаще, чем через 7- 8 дней. В рацион питания включены: молоко и кисломолочные продукты, сыр, мясо, рыба, макаронные изделия, овощи, свежие фрукты, натуральные соки, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы. В буфете дети могут приобрести выпечку, соки, печенье, фрукты; заказать порцию пельменей, манты, котлету. Большое значение имеет эстетический вид приготовляемых блюд, наши повара уделяют этому огромное внимание. На столах всегда есть салфетки, соль и специи.
Необычайно приятна в нашей столовой атмосфера тепла и домашнего уюта. Прием пищи в красивой столовой обеспечивает положительный психоэмоциональный настрой учащихся нашей школы. На столах всегда есть салфетки. Дети с удовольствием посещают школьную столовую. Правильно организованно хранение продуктов и утилизация пищевых отходов.
I ступень обучения44100439713,50
II ступень обучения7292598213,50
III ступень обучения119198113,50
Всего:127 Средний охват горячим питанием-94,5111Средний охват льготным питанием – 87, 413,50
В школе имеется вся нормативно – правовая база по организации питания. (Приложение 1,3). Работа столовой соответствует санитарным нормам и требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02. Для учета выдачи питания ведется учет посещаемости детьми столовой. Продуман режим работы столовой, который соответствует режиму работы школы. Ведется ежедневный контроль качества продукции; проводится регулярный контроль охвата горячим питанием школьников. Для всех поставленных задач создана комиссия, которая следит за всем процессом здорового питания: проверяется меню, культура поведения в столовой, посещаемость столовой. Ежедневно до девяти часов утра происходит учет личного состава учащихся, производится корректировка предварительных заказов предыдущего дня. В зависимости корректируется ещё раз закладка. В результате ведётся учёт тех детей, кто не получил питания, выяснить причину и принять соответствующие меры. За качеством питания постоянно следит комиссия из членов школьной администрации. Ежемесячно ведется оформление документации и отчет за безналичные средства перед отделом питания. Для организации правильного питания было подготовлено выступление на педагогическом совете по теме "Организация питания как составная часть работы школы по здоровьесберегающим технологиям" и принята к действию программа «Организация горячего питания». Налажено дежурство учителей по школе и столовой. В школе организован правильный в соответствии со всеми требованиями режим уборки. Разработано двухнедельное меню питания и буфетное питание (приложение 4). При составлении меню для школьников учитывается разнообразие блюд, их биологическая ценность, а также ассигнование на питание. Стараемся, чтобы блюда не повторялись чаще, чем через 7- 8 дней. В рацион питания включены: молоко и кисломолочные продукты, сыр, мясо, рыба, макаронные изделия, овощи, свежие фрукты, натуральные соки, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы. В буфете дети могут приобрести выпечку, соки, печенье, фрукты; заказать порцию пельменей, манты, котлету. Большое значение имеет эстетический вид приготовляемых блюд, наши повара уделяют этому огромное внимание. На столах всегда есть салфетки, соль и специи.
Необычайно приятна в нашей столовой атмосфера тепла и домашнего уюта. Прием пищи в красивой столовой обеспечивает положительный психоэмоциональный настрой учащихся нашей школы. На столах всегда есть салфетки. Дети с удовольствием посещают школьную столовую. Правильно организованно хранение продуктов и утилизация пищевых отходов.
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ
Система организации питания в школе ставит перед собой не только задачи по обеспечению учащимся полноценного горячего питания и контролю за калорийностью и сбалансированностью питания, но и прививает учащимся навыки и формирует потребность в здоровом образе жизни, развивает здоровые привычки, формирует культуру питания и навыки самообслуживания. Для решения этих задач школой задействован целый ряд сотрудников. Оздоровить школьное питание без просвещения всех участников процесса – поставщиков, поваров, родителей, детей – не представляется возможным. Поэтому руководители школы и работники столовой прошли обучение по организации питания в школе. Для формирования основ культуры питания привлечена общественность. Торжественное открытие столовой после реконструкции плавно перешло в родительское собрание «Организация питания школьников». Родители высказали свои пожелания и предложения. Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди родителей проводилась и в форме научно-практической конференции «Сохранение здоровья нации начинается с детства».(приложение 5) Конференция для родителей «Сохранение здоровья нации начинается с детства»Встречаем гостей на торжественном открытии столовой после реконструкции
Организована работа клуба «Здоровый образ жизни», члены которого провели конференцию «Мое питание – мое здоровье» (приложение 6).
В школе проводился конкурс «Поговорим о еде» для 1-11 классов», на котором дети выполняли творческие проекты (приложение 7, 8), разработаны классные часы: 1 класс – Правила поведения за столом; 2 класс – Гигиена питания; 3 класс – Питание – основа жизни; 4 класс – Правильное питание – залог здоровья; 5 класс – Продукты питания в разных странах; 6 класс – Правильное питание; 7 класс – Потребности организма подростка в основных веществах и энергии; 8 класс – Болезни, передающиеся через пищу; 9 класс – Питание – основа жизни; 10 класс – Диеты, лечебное питание, голодание, пост; 11 класс – Пищевые приоритеты. Современный интерьер столовой немыслим без цветов и растений. Ни мебель, ни вазы, ни картины, так не украшают помещение, как наши зеленые друзья – растения. Цветы и растения вносят уют и тепло в помещение. Как радуют они глаз зимой, когда на улице снег и мороз, а окна все в ледяных узорах. Зелень в интерьере не только благотворно действует на психику и нервную систему человека, она влияет также и на микроклимат помещения регулирует температурно-влажностный режим, улучшает состав воздуха, обогащает его кислородом. Общеизвестно, что все, с чем сталкивается ребенок, все, что действует на его сознание, не проходит бесследно, прямо или косвенно формирует духовный облик ребенка, его взгляды на окружающий мир. Поэтому вся окружающая обстановка, в том числе и школьная столовая, является неотъемлемой частью воспитания. Любой элемент интерьера в большей или в меньшей степени, хорошо или плохо влияет на психику детей. Добиться уюта – важное требование к школьному интерьеру. Вот только некоторые высказывания из отзывов учащихся нашей школы: «Мне столовая нравится потому, что там красиво. Не хочется уходить из столовой», «Столовая -2009 лучше, чем прежняя», «Кажется, что сидишь в кафе», «Даже не хочется выходить из столовой», «Каждый класс кушает отдельно за своим столиком», «Смотря на эту красоту, появляется аппетит», «Я думаю, что наша столовая самая лучшая в районе, Мне очень, очень, очень нравится наша столовая сейчас. Ни в какой другой столовой, я думаю, нет такой красоты», «Конечно, в первое время было как-то непривычно. Я хочу, чтобы такая столовая оставалась всегда такой же красивой и чистой», «Дети не шумят», «Приятно обедать», «Появляется настроение, глядя на красивую обстановку» «Очень приятно сидеть за красивыми столиками», «Пусть будет так всегда!»
Организована работа клуба «Здоровый образ жизни», члены которого провели конференцию «Мое питание – мое здоровье» (приложение 6).
В школе проводился конкурс «Поговорим о еде» для 1-11 классов», на котором дети выполняли творческие проекты (приложение 7, 8), разработаны классные часы: 1 класс – Правила поведения за столом; 2 класс – Гигиена питания; 3 класс – Питание – основа жизни; 4 класс – Правильное питание – залог здоровья; 5 класс – Продукты питания в разных странах; 6 класс – Правильное питание; 7 класс – Потребности организма подростка в основных веществах и энергии; 8 класс – Болезни, передающиеся через пищу; 9 класс – Питание – основа жизни; 10 класс – Диеты, лечебное питание, голодание, пост; 11 класс – Пищевые приоритеты. Современный интерьер столовой немыслим без цветов и растений. Ни мебель, ни вазы, ни картины, так не украшают помещение, как наши зеленые друзья – растения. Цветы и растения вносят уют и тепло в помещение. Как радуют они глаз зимой, когда на улице снег и мороз, а окна все в ледяных узорах. Зелень в интерьере не только благотворно действует на психику и нервную систему человека, она влияет также и на микроклимат помещения регулирует температурно-влажностный режим, улучшает состав воздуха, обогащает его кислородом. Общеизвестно, что все, с чем сталкивается ребенок, все, что действует на его сознание, не проходит бесследно, прямо или косвенно формирует духовный облик ребенка, его взгляды на окружающий мир. Поэтому вся окружающая обстановка, в том числе и школьная столовая, является неотъемлемой частью воспитания. Любой элемент интерьера в большей или в меньшей степени, хорошо или плохо влияет на психику детей. Добиться уюта – важное требование к школьному интерьеру. Вот только некоторые высказывания из отзывов учащихся нашей школы: «Мне столовая нравится потому, что там красиво. Не хочется уходить из столовой», «Столовая -2009 лучше, чем прежняя», «Кажется, что сидишь в кафе», «Даже не хочется выходить из столовой», «Каждый класс кушает отдельно за своим столиком», «Смотря на эту красоту, появляется аппетит», «Я думаю, что наша столовая самая лучшая в районе, Мне очень, очень, очень нравится наша столовая сейчас. Ни в какой другой столовой, я думаю, нет такой красоты», «Конечно, в первое время было как-то непривычно. Я хочу, чтобы такая столовая оставалась всегда такой же красивой и чистой», «Дети не шумят», «Приятно обедать», «Появляется настроение, глядя на красивую обстановку» «Очень приятно сидеть за красивыми столиками», «Пусть будет так всегда!»
Проблема здоровья детей – важнейший вопрос будущего нации. Учитывая тот факт, что питание в школе составляет 50% ежедневного рациона подрастающего поколения, качество и эффективность школьного питания становится вопросом национальной безопасности. Сегодня наше государство ставит перед нами задачу не только передавать детишкам знания, но и воспитывать их сильными, здоровыми и крепкими. Главную роль в этом играет школьное питание. Конечно, трудно представить, как на небольшие деньги можно качественно накормить детей. Но, наверное, надо с чего-то начинать. Пусть те небольшие деньги, которые сейчас поступают в систему среднего образования России, будут первыми шагами к тому, чтобы школьное питание было сбалансированным и качественным. Проведенная работа по реконструкции школьной столовой, 100-процентное оснащение технологическим оборудованием, правильная организация питания позволят не только сохранять здоровье школьников, но и оздоравливать их. И, конечно же, заложенные в детстве привычки здорового питания будут сопровождать человека всю его дальнейшую жизнь.